Самый первый этап любого кузовного ремонта – проверка внешнего контура и конфигурации (геометрии) кузова. Данный вид работы выполняется на основании специальных контрольных точек, которые определяются производителем автомобиля. Проверка геометрии кузова – не просто формальность, которой можно было бы пренебречь, а принципиально важный этап кузовного ремонта.
Геометрия кузова обычно нарушается в результате серьезной аварии, иногда это происходит по причине попадания колеса в какую-нибудь выбоину на дороге, при столкновении с бордюром или другим аналогичным препятствием. Бывает, что кузов малолитражек искривляется вследствие слишком резкого маневра.
Нарушение геометрии приводит к изменению множества параметров машины - устойчивости, аэродинамики, реакции машины на нештатные ситуации. Даже самое небольшое отклонение от нормы приводит к серьезным нарушениям работы всех систем машины – электрики и электроники, механики, ходовой части и т.д. Все это вкупе существенно снижает безопасность водителя и пассажиров.
Для восстановления нормального положения кузова используется специальное оборудование, основным элементом в котором является автомобильный стапель. Для корректировочного кузовного ремонта любого автомобиля стапель является таким же обязательным оборудованием, как сушильная камера при покрасочных работах. Рабочая комплектация стапеля обычно включает в себя зажимы, силовые стойки, наборы анкеров. При помощи зажимов производятся все необходимые действия по исправлению геометрии кузова. Стапели имеют разные характеристики, определяющие их конечное назначение. Бывают разных типов – мобильные, рамные, платформенные.
Мобильные стапели
Основное предназначение – для оперативного ремонта фронтальных и боковых дефектов кузова. Этот тип стапеля не требует жесткой фиксации машины на полу. Используется для ремонта легковых машин малого и среднего класса, у которых есть отбортовка порогов. Мобильный стапель позволяет изменять углы в двух плоскостях, благодаря чему можно исправлять любые повреждения кузова, в том числе можно вытягивать лонжероны и дверные стойки.
Стоимость таких устройств оставляет 2500 условных единиц и выше. Чаще всего мобильные стапели приобретают те сервисы, которые только начинают заниматься кузовным ремонтом, либо те, которые получают такие заказы не часто. Для более серьезной работы, предполагающей средний и большой поток клиентов, сервису понадобятся стапели другого типа.
Платформенные стапели
Такой стапель представляет собой эстакаду, к которой прикреплены трап и рельсовые опоры. Для машин с неподвижными колесами применяется специальная тележка и лебедка.
Главное преимущество этого типа стапеля – его полная независимость от фундамента, а также простота установки и переустановки в любое время. Данное устройство состоит из платформы, к которой при помощи специальных зажимов крепится кузов машины, и нескольких стоек, предназначенных для создания необходимого усилия. Платформенные стапели могут оснащаться специальными подъемными механизмами для облегчения работы с машинами. Данный стапель используется для восстановления геометрии кузова машины, имеющей дефекты любого уровня сложности.
Платформа стапеля имеет продольные пазы, которые позволяют устанавливать 4 анкерные стойки в любой части платформы. Кроме этого, пазы дают возможность использовать поверхность платформы при устранении дефектов кузова.
Анкерные стойки стапелей предназначены для простой и быстрой фиксации кузова машины на платформе. Они крепятся одним болтом, могут регулироваться по высоте.
Стойки с гидравлическим приводом и тяговым усилием по 10 тонн могут двигаться вдоль платформы. Благодаря этому можно прикладывать усилия к любой точке кузова. Высота приложения усилия может изменяться, для этого используется специальный хомут со шкивом.
Чтобы автомобилю было проще заезжать-выезжать, используется гидравлический подъемник для подъема и опускания всей платформы. Кроме этого, комплект устройства включает в себя 2 въездные аппарели.
Кроме всех указанных характеристик, платформенные стапели имеют множество других приспособлений и аксессуаров: цепи, зажимы, фиксаторы, соединители, устройства для укорачивания цепи, механизм для создания тягового усилия вниз.
Для изготовления платформы используется стальной профиль высокой прочности. Толщина платформы составляет 10 см. Внешние и внутренние грани платформы имеют выступающие кромки. Они служат рельсовыми опорами для силовых агрегатов.
Данный тип стапеля позволяет устанавливать автомобиль и снимать его очень быстро, без использования подъемника. Здесь не требуется центровка машины относительно оси рамы, благодаря чему существенно экономится время установки, и при этом есть возможность рационально и эффективно использовать рабочее пространство на стенде.
Стапель оснащен мощными силовыми башнями и стрелой, которые используются для вытяжки крыши. Они имеют легко фиксирующиеся надежные крепления, позволяют направлять рабочее усилие в разные стороны, обеспечивают возможность работы с любой частью машины. Машину можно повернуть на 360 градусов, поэтому усилие можно приложить под любым углом. Башни имеют мощную гидравлику, оснащены роликами непосредственно на самой платформе. Передвигать башни можно вдоль периметра стапеля по рельсам.
Рамные стапели
Этот тип стапелей дает возможность исправлять лишь незначительные дефекты кузова. Платформенный и напольный стапели – более серьезные.
Основным преимуществом рамного стапеля является то, что он не занимает много места в рабочем помещении сервиса, и пространство остается свободным. Если в течение какого-то времени нет кузовных работ, то стапель никому не мешает, поэтому его можно не убирать, и заниматься другими видами ремонта.
Основой этого агрегата является модульная рама, которая монтируется в заранее подготовленный приямок на одном уровне с полом. Система позволяет собрать несколько постов требуемой конфигурации и размеров. Для установки машины используются стойки с зажимами, которые при помощи специальных кронштейнов крепятся к раме. Фиксация мобильного силового агрегата, у которого усилие вытяжки составляет 10 тонн, может производиться в любом месте на раме. Для этого есть кронштейны и клинья. Рамные стапели дают возможность без проблем восстанавливать геометрию кузова как автомобилям с несущим кузовом, так и рамным легковым машинам. Исправлению поддаются дефекты любого типа и любой степени. При работе используются выпрямители векторного типа. Они прикладывают к машине усилие (тянущее и толкающее) до 10 тонн. Жестко закрепленная в полу рама позволяет создавать максимально прочное положение кузову, прилагая к нему одновременно несколько разнонаправленных усилий. С учетом общих эргономических преимуществ, такие характеристики позволяют считать рамные стапели самыми универсальными устройствами в своем ряду.
Недостатками рамных стапелей считается высокая цена и возможность использования только в своем собственном помещении (т.к. устройство требует установки его с фиксацией в бетонном полу, то нецелесообразно устанавливать его в арендуемом помещении).